Лекция 4. Террор и эстетика

IMG_4338

Валерия Ибраева, искусствовед, арт-критик:

Когда я работала в издательстве «Омега», в первом созданном в Казахстане издательстве искусств, которое подчинялось напрямую Центральной Коммунистической партии Казахстана, нам поступил приказ, сделать плакаты с деятелями казахстанской культуры, с интеллигенцией, как их сейчас называют. Мы передали заказ в художественную редакцию, искали фотографии, по ним сделали около 20-ти эскизов с портретами, и возвели их, как мы тогда называли, на «горку». Когда мы выставили работы, работники ЦК обомлели, потому что через одного был тот, кто встретил свою смерть в 1938 году. Ну, естественно, ни в какую печать эти плакаты не попали.

Во всех справочниках и книжках, изданных в Советском Союзе и в Советском Казахстане в частности, очень часто повторяется фраза: «В 1938 году художник переехал жить в Казахстан». Надо сказать, что в музеях до сих пор так пишут.

Есть такое исследование «XX век – век лагерей», написанное французами Жоэлем Котеком и Пьером Ригуло. Из этой книги я выписала цитату: «Если монархия покоится на вере, демократия — на законе, тирания – на беззаконие, то тоталитаризм представляет собой режим, который опирается на террор и всевластие идеологии».

Абрам Маркович Черкасский "Джамбул Джабаев и Дина Нурпеисова" 1946

Абрам Маркович Черкасский «Джамбул Джабаев и Дина Нурпеисова» 1946

Это картина народного художника Казахской ССР Абрама Марковича Черкасского. На ней изображены Жамбыл Жабаев и Дина Нурпеисова среди такого райского пейзажа. На самом деле, все в этой картине – чистое вранье. Абрам Маркович Черкасский относился к клубу бойчукистов, это плеяда художников-монументалистов на Украине,  которые были близки к кубизму. В советские годы этот клуб был разгромлен и один из его представителей, Черкасский, переехал жить в Казахстан. Надо сказать, что на Украине его потеряли, и только в 1986 году, работая в издательстве, я встретилась со своими украинскими коллегами и они с изумлением узнали, что Черкасский не сгинул в 40-ые годы, как они считали, а переехал в Казахстан и стал народным художником Казахской ССР.

Первый слой вранья на этой картине – это персонаж. Жамбыл Жабаев — реальное лицо, поэт, акын, который пел свои песни на казахском языке, но вместе с тем, есть и параллельный Жамбыл, переведенный. У Жамбыла был круг переводчиков, одним из которых был Павел Кузнецов. В книге воспоминаний Евгении Гинзбург, пишется, что Кузнецов переехал жить в Казахстан совершенно осознанно, боясь ареста, просто сбежал из Казани, затерявшись в степях Казахстана. Но он совсем не затерялся, а стал главным редактором «Казахстанской правды» и личным переводчиков Жамбыла, более того, он его создал, он его нашел. Для Советской власти было очень важно «подкрепление» идеологии из национальных окраин. Сначала, выбрали Сулеймана Стальского, но он очень не вовремя умер. Потом, Павел Кузнецов придумал акына, которого он, якобы, нашел на базаре и который, якобы, восхвалял Советскую власть всеми возможными и доступными ему методами. На декаде искусства Казахстана в Москве Кузнецова спросили, где его знаменитый акын. Поскольку это была мифическая фигура, нужно было срочно найти ему замену. И Кузнецов нашел реального человека, Жамбыла, который ни слова не говорил по-русски и не знал, как его переводят.

Второй обман на этой картине – это, собственно, окружение: природа, счастливая идиллия, где среди гор и степей раскинулись два народных поэта, поющих другу другу песни о счастливой земле Казахстан. А вокруг голод, концлагеря и истязаемый непосильным трудом народ.

Исаак Иткинд

Исаак Иткинд

Эта работа петербургского скульптора Исаака Иткинда, который в свое время соперничал с Коненковым. Иткинд был сослан и жил на окраине Алматы, в какой-то яме, пока ему не построили домик.

Всеволод Владимирович Теляковский, сын директора императорских театров «Мариинки» и «Александрини». Мальчик вырос среди светил серебряного века русской театральной живописи, закончил Парижскую академию художеств, и в 1936 году тоже «переехал» в Казахстан. Теляковский сначала жил в Актюбинском трудовом лагере, затем переехал в Алматы.

Все эти люди, это те художники, которые вошли более или менее плавно в официальную жизнь Казахстанского искусства. То, что было ими пройдено, оно, конечно, сохранилось только в домашних архивах.

Голод

Голод

Это работа Вана Интимирова, о котором очень мало сохранилось информации. После заключения он сломался и больше не существовал как художник. Это одна из самых пронзительных его работ, она называется «Голод».

Протокол ареста Веры Ермолаевой

Протокол ареста Веры Ермолаевой

Это протокол ареста Веры Ермолаевой, близкой подруги Малевича. Они вместе создали Витебскую школу супрематизской живописи. Ермолаева была расстреляна в 1938 году в Караганде.

Лев Кропивницкий

Лев Кропивницкий

Это фотография Льва Кропивницкого, художника лианозовской школы, одной из покойных в Советском союзе школ авангарда. Он, вместе со своим отцом и клубом художников, пытался работать не в официальной пространстве, создавая работы, которые не поощрялись официальными кругами.

Юло-Ильмар Соостер "За колючей проволокой", 1953

Юло-Ильмар Соостер «За колючей проволокой», 1953

Юло-Ильмар Соостер, эстонский художник, который также был в карагандинских лагерях, участвовал в Бульдозерной выставке и в выставке на Манеже, получил «нагоняй» от Хрущева, но, тем не менее, продолжал работать, выставляясь даже на официальных площадках.

Гентрих Фогелер

Гентрих Фогелер

Генрих Фогелер — основатель немецкого югендстиля, стиля модерна. Фогелер — немецкий коммунист, движимый энтузиазмом приехал в Советский Союз. Но как вы знаете, очень много немцев, просто за то, что они были немцами были сосланы либо на поселение, либо в трудовые лагеря. Фогелер был на поселении и умер от голода и холода в одном из отделений Карлага.

Стерлигов Владимир Васильевич

Стерлигов Владимир Васильевич

Стерлигов Владимир Васильевич — абсолютная звезда современного искусства, один из основоположников российского поставангарда, придумавший чашечно-купольную систему.

В Советском Союзе существовала знаменитая триада, которой поклонялись все советские художники, ее называли три «Ф»: Фонвизин, Фальк и Фаворский. Считалось, что эти художники работали, так сказать, обнажая и экспериментируя с формой Современного искусства.

Фонвизин был сослан за то, что был немцем. Пробыл в Караганде всего 9 месяцев, потому что за него хлопотали самые влиятельные художники Советского Союза, включая Герасимова. Вернувшись в Москву, он создал альбом, который так и назывался «Караганда», он тоже нигде не выставлялся, а хранился в семье художника.

Владимир Эйферт

Владимир Эйферт

Немецкий художник Владимир Эйферт. Этот портрет вы можете увидеть в музее имени Костеева, он висит в постоянной экспозиции. Эйферт был директором музея имени Пушкина. Был арестован и содержатся в Карагандинской лагере, работал в Доме культуры.

Окраина Караганды

Окраина Караганды

Искусство Казахстана должно быть благодарно этим прогрессивным художникам, потому что во многом, казахстанская шкала живописи была образована благодаря этим выдающимся людям, которые прошли через неимоверные трудности в своей жизни.

Сейчас пройдемся по современным художникам, которые как-то реагируют и связывают эту травму прошлого с нынешней ситуацией в постсоветских странах, включая Восточную Европу.

Виталий Комар и Александр Меламид. Двойной автопортрет. 1982

Виталий Комар и Александр Меламид. Двойной автопортрет. 1982

Процесс десталинизации начали известные художники международного пространства, такие, как Виталий Комар и Александр Меламид, создатели направления «соц-арт». Десталинизация началась вот с таких вот юмористических картин. Эта работа называется «Двойной автопортрет со Сталиным». Художники на картине изображают самих себя и счастливое сталинское детство.

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989

Недко Солаков. Совершенно секретно. 1989

Это очень важная работа для понимания постсоветского пространства, картина болгарского художника Недко Солакова  «Top secret» или «Совершенно секретно». Содержание картины: «Я был агентом КГБ».

В одном из произведений Сергея Давлатова есть фраза, что в принципе, ничем не отличаются те, кто охраняют, и те, кого охраняют. Это, собственно говоря, две стороны медали одной системы, такие же жертвы этой системы.

Збигнев Либера. Лего. 1996

Збигнев Либера. Лего. 1996

Это работа Збигнев Либера, польского художника, сделанная полностью из лего. Он воссоздал из лего концлагерь в мельчайших деталях.

Збигнев Либера. Позитив. 2002-2003

Збигнев Либера. Позитив. 2002-2003

Это тоже работа Збигнева Либера, цикл фотографий, который называется «Позитив». Он взял известные фотографии, например, из Вьетнамской войны или из Концлагеря, и превратил их в позитивные улыбающиеся, красивые лица.

Петр Павленский. Туша. 2013

Петр Павленский. Туша. 2013

Я много говорила о связи поколений, о драматической памяти, и, несмотря на все последние скандалы, без Петра Павленского мы просто не обойдемся.

Это одна из его первых работ и она называлась «Туша».

Петр Павленский. Фиксация. 2013

Петр Павленский. Фиксация. 2013

Сильно нашумевшая работа, то есть, здесь натура говорит о том, что нас всех держат за «яйца» на главной площади страны.

Петр Павленский. Отделение. 2014

Петр Павленский. Отделение. 2014

Следующая работа — «Отделение». Она сделана на заборе института имени Сербского, где сидя на заборе, студент отрезал себе кусок уха, намекая на Ван Гога.

Петр Павленский. Угроза. 2015

Петр Павленский. Угроза. 2015

Знаменитая акция у дверей КГБ СССР, ныне России, «Угроза». После того, как его долго таскали по судам и утверждали, что он нанес вред имуществу, дверь заменили.

Ербосын Мельдибеков. Пол Пот. 1999

Ербосын Мельдибеков. Пол Пот. 1999

Это ранняя работа казахстанского автора Ербосына Мельдибекова, которая называется  «Пол Тот». Здесь ассоциации уже не с  Восточной Европой, да и вообще не с Европой, а с Азией, в которой, точно также были лагеря и до сих пор есть.

Ербосын Мельдибеков. Пастан-2. 2002-2004

Ербосын Мельдибеков. Пастан-2. 2002-2004

К сожалению, я не могу показать первую версию работы, в видео формате. На ней Ербосын Мельдибеков сидит в узбекской тюбетейке. То есть, ничего не происходит, художник сидит и его безостановочно хлещут по щекам. Эта работа — ода о терпении узбекского народа, ну, собственно говоря, и казахстанского тоже. Была интересная интерпретация работы российского критика, он написал, что это сцена допроса. Вот, что значит разные взгляды.

Ербосын Мельдибеков. Тавро. 2014-2015

Ербосын Мельдибеков. Тавро. 2014-2015

Это одна из последних работ Елбосына, «Тавро». Здесь тоже происходит связь с историческим прошлым и проекция на будущее. Это – настоящие шкуры баранов, на которых выжжены номера. Очень сильная работа, минималистская, но производит сильное впечатление.

Алмагуль Менлибаева. Курбан. 2007

Алмагуль Менлибаева. Курбан. 2007

Это тоже казахстанская художница Алмагуль Менлибаева, которая сделала видео работу прямо на территории Карлага, называется она «Курбан». Она об искуплении, курбан – это жертвоприношение.

Алмагуль Менлибаева. Шанель. 2016

Алмагуль Менлибаева. Шанель. 2016

Это последняя работа Алмагуль Менлибаевой 2016-го года «Шанель». Здесь сбоку этого флакона стоят три манекена, которых повесили на ватники. Экспозиция рассказывает об истории лагерных заключенных АЛЖИР, о женщинах, которых схватили, привезли, затолкнули в грязный барак, а от них еще пахло духами «Шанель».

 

Фотографии из личного архива Валерии Ибраевой

Поделитесь на
TwitterFacebookWhatsApp