Выставка «Changes: Исследование времени»

Неопределенность, неустойчивость, невозможность закрепления на завоеванных позициях, константой нашего времени становятся изменения. Человек и общество постоянно пребывают в потоке изменений, в ситуации, следующей за кардинальными переменами, когда необходимы рефлексия, проживание и реагирование на сдвиги плит в социальном устройстве жизни, либо в понимании необходимости перемен, которые неминуемо придут в скором, том, что не-за-горами будущем. Настоящее неустойчиво, референтом нашей рефлексии становится либо прошлое, в котором мы хотим найти точку отсчета, либо будущее, где неопределенность сегодняшнего дня сменяется видимыми очертаниями созданных строений, достигнутых целей, покоренных вершин. Открывающаяся перспектива указывает на эфемерность любого настоящего действия, на его временную основу. Ничто не будет вечно, все неизменно закончится, остановится, перейдет в иную фазу.

Время – условие возможности изменений. Арт-проект призван не воссоздавать документацию изменений, как серии событий, а исследовать феномен этих явлений, их онтологическую составляющую. Достаточно ли течения времени для любых изменений, ведь сам его ход уже оставляет след на любом предмете, на любом изображении, на любой поверхности? Или изменения – это процесс, который находится не только в руках безразличного потока минут и часов, но и принадлежит рукам человека, его попыткам выстроить пространство реальности, вернуть из архивов забытые артефакты, создать новые образы. Изменения – видимые и незаметные для глаза, происходящие в онтологическом, социальном и художественном пространствах стали основной темой рефлексии художников, представленных на выставке.

Переосмысление прошлого, использование его символов и артефактов в настоящем — Сауле Сулейменова работает в технике совмещения фотографии и живописи, где на фотографиях современной столицы Казахстана, сделанных Валерием Калиевым, проступают живописные персонажи архивных фотокарточек. Галим Маданов и Зауреш Терекбай давно занимаются исследованиями локального пространства – микрорайона «Мамыр». В своей новой работе они воссоздают облик микрорайона с помощью коллажной техники, отображая и большую стройку отдельно взятого городского участка, и строительство нового государства, среди кирпичей и стальных каркасов которого затерялась душа поэзии. Недаром в описании к работе художники вспоминают советский конструктивизм 30-х годов.  Куаныш Базаргалиев высказывается в ироничной манере, продолжая свои эксперименты по совмещению казахских символов с европейскими на этот раз — государственными символами. Казахский знак кошкар муйиз врывается на международную арену, отражая стремление молодого государства найти свои корни и занять достойное место среди мировых держав. Сырлыбека Бекботаева интересует, изменилось ли что-либо с появлением доступа к информации, или информация так и осталась – искаженной, цензурированной, ограниченной, следовательно, и перемен никаких привнести не смогла.

Серия видео-арта исследует субъективное проживание времени и изменений человеком. Коллектив авторов проекта «Tempus Interrupted» затрагивает вопрос свободы воли и свободы движения человека, который становится активным актором происходящего. Тревожное переживание ожидания — в видеоработе Асель Кадырхановой человек отсутствует, присутствует только секунды, отмеряющие вечное ожидание. Для Александра Угай время проявляет себя в человеке, чья память становится его вместилищем. Зоя Фалькова тоже обращается к теме памяти, к забвению, как действию. Катя Никонорова в потоке времени вычленяет самое важное событие, нашу личностную оценку переживаемого опыта. Фатима Омир тоже работает с личным пространством и личным восприятием человека смотрящего, созерцающего окружающий мир через призмы своего мировоззрения, опыта и темперамента. А видео Олега Карпова напоминает о вечном повторении в искусстве – поезда все прибывают, прошлое проявляет себя в настоящем, уходя по рельсам вперед.

Борис Гройс писал, что искусство – это не предмет, который можно купить или продать, то есть присвоить себе, искусство – это только опыт, который можно прожить, время, которое можно только утратить, не приобретя ничего взамен. В этом случае искусство – наиболее подходящий медиум для исследования феномена перемен и изменений, которые протекают во времени. Не являются ли они сами сосудом времени, в котором ничего нельзя сохранить и удержать, а самым устойчивым оказывается вечное ускользающее сейчас. И только художник своим жестом конденсирует протекающие минуты в выразительный объект, бросает камень в сторону предстоящего движения, указывая нам его направление.

Куратор проекта, Александра Цай

Галим Маданов, Зауреш Терекбай «Где-то здесь бродит душа поэта» Коллаж, 36х36, серия из 8 работ, 2015
Галим Маданов, Зауреш Терекбай «Где-то здесь бродит душа поэта» Коллаж, 36х36, серия из 8 работ, 2015
Мир вокруг нас неумолимо расширяется, время течет быстрее, тем пристальнее хочется вглядеться в пространство, в котором находишься. Многие годы мы исследуем среду нашего бытования – небольшой микрорайон, который является ровесником нашей страны. Это место вдохновляло нас на создание наших проектов «Мамырские сны», «Народная картина», «Прикоснуться к свету руками» вот и этот проект «Где-то здесь бродит душа поэта» также продолжает тему нашего художественного исследования.Когда мысленно окидываешь панораму места, где ты живешь, невольно в голову приходят слова миграция, урбанизация, руризация, демография, кантризация и прочий набор штампов, втиснутых в наши головы мутным потоком медиа.Форма коллажа выбрана сознательно. Коллаж, на наш взгляд, по своей природе наиболее точно передает образ нынешнего времени, ассоциируясь с искусством Дадаистов и плакатами Советского конструктивизма 20-30-х годов прошлого века, когда шло бурное строительство нового государства. Мы используем фотографии из личного архива, в которых запечатлен наш микрорайон в начале 2000-х годов. Вживляя в них восточные миниатюры, вносящие некую поэтическую окраску в быстро меняющийся, суетный мир, дополняем их объявлениями, сорванными со столбов во дворах, со стен и дверей домов. Мы создаем калейдоскоп образов, отражающий нашу действительность, в которой все чаще нет места Поэзии, признанной в нашей культурной традиции Душой народа.
« 1 из 20 »
Поделитесь на
TwitterFacebookWhatsApp