Креативность и философия

julie blackmon

Photo credit: Julie Blackmon

 

Креативность и философия… Первая моя, креативная ассоциация связанна с Вольтером и Богом. Когда спросили остроумного француза в каких он отношениях с Богом, он ответил: “мы знакомы, но не разговариваем”. К сожалению, подобные отношения креативности с Её Величеством Философия — уважают друг друга, но абсолютно не находят общий язык.

Цель, этого нестандартного представления части философской проблематики показать, что существует способ “обогащения” философии через ее вступления на новый путь, усеянным аллогичностью, интуицией и творчеством. Креативность, как подход, так и остроумие, как способ оригинального выражения, части альтернативного развития философии в период стремительного технического прогресса и духовного регресса человека, когда ничто не воспринимается адекватно, если не эффектно визуализировано.

Философия не могла и не может быть строго логично обоснованной, т.е. абсолютной. Те, кто твердят, что теории, системы и прозрения их абсолютны, не истинные философы. Если роль Эйнштейна в том, чтобы показать относительность пространства и времени, то с философской наглостью могу продолжить ход его мысли, что принцип креативности делает относительными все характеристики философии (eё мифологичность, религиозность и научность) для того, чтобы вернуть ее в исходное положение: в поиски смысла, т.е. постижения житейских истин, переданным другим на понятном для них стиле, языке и форме. Визуализации, 3D, 4D и так далее, превращают зрителя в участника представления. В философии креативность и остроумие сделают эту задачу — превратят ее в эффектную, цветную, живую, т.е. в эффективную!

Что такое креативность? В общих чертах, это способность человека к нестандартному мышлению и поведению, степень творческой одаренности. Креативность проявляется как: оригинальное и быстрое мышление, способность нахождения неожиданных решений, богатое воображение, чувство юмора и наверное, еще много подобных характеристик, которые креативные умы еще добавят. Я лишь остановлюсь на перечислениинескольких “новых”, акцентированных мною. Креативность это или скорее всего как я ее понимаю:

Вдохновение — мощный мотиватор всего нетрадиционного. Оно указывает нам на цель, одаривает крыльями и оставляет нас разбить голову об стену травиальности. Но полет! Да, полет стоит того… Даже и ради философские цели.

Увлечение — та самая искра для творческого ума, которая позволяет нам гореть на своей работе.

Мюнгхаузенская вера в собственные силы — давайте ставить перед собой дерзские цели и никакое болото нас не испугает, если верим, что выдернем себя за собственные волосы.

Изменения — замечать все несовершенства и позволить нашим творческим способностям их устранить.

Веселье — превратить философию в веселую науку, наслаждаться вечным творческим процессом, заходить за рамки философии, смеяться.

Критиковать, но не критиканствовать – если у нас не хватает критического мышления, откуда появятся в голове нашей свежие идеи?

Уверенность в самом себе — быть не таким как все, не проклятие, а благодать (достаточно иметь силы отстаивать эту привелегию).

Знание о собственном незнании — любопытство и умеренная увереность в своих силах дают нам альтернативные решения в ситуации или проблеме.

Будь открытым — и знаниями, и поведением, и желанием — делиться своими креативными достижениями с другими.

Возможно ли следовать характеристикам творческого мышления и креативности? Пусть каждый сам ответит на этот вопрос…

Не секрет, что большинство философов мыслят рационально — логично, слишком логично. Поэтому и слепы для некоторых нестандартных решений. Со своей стороны, настоящий творец довольно чаще от системолюбца испытывает неудовлетворенность или неясную тревогу, ощущая в реальности отсутствие ясности, простоты, порядка, законченности и гармонии. Он реагирует на противоречия и дискомфорт, исходящие от них. Таким образом создавая в самом себе мир, наполненный ощущением гармонии. Воссоздавая его в реальности, мир вокруг него, в нас и около нас, становится немного красивее и… полнее. Весь этот процесс творческого импульса, один вид игры присущ детям. Когда спрашивают Эйнштейна, как он создает свои блестящие, но странные на взгляд теории, он отвечает, что наверное… из-за замедленного развития: например, каждый взрослый знает, что такое пространство и время, а он, все еще с умом пятилетнего ребенка и телом старца, удивляется этому. Но это не детская креативность — некоторое естественное поведение ребенка на фоне отстуствия стереотипов. Детский, свежий взгляд на мир, идет от отсутствия жизненного опыта и наивной смелости, окрыленной от мысли, что все возможно. Эта креативность присуща больше детям. Не так обстоят дела у нас взрослых. У нас это явление встречается исключительно редко. Смелые мысли у взрослых не наивны — они предполагают богатый опыт, глубокие и обширные познания. Это смелость на творческую дерзость и готовность рисковать. Творец не боится необходимости усомниться в общепринятом. Он знает, что разрушает стереотипы, во имя чего-то нового, доброго, не боясь неизбежных конфликтов и недопонимания окружающими.

julie blackmon

Photo credit: Julie Blackmon

 

Представьте себе, что жизнь всех нас — Матрица. Живем непонятно где, непонятно для чего, и непонятно как, но отлично знаем мир и самих себя то, что родители, учителя и медиа запрограммировали в наши представления. Теоритическая и сухая философия дополнительно мешает нам освободиться от этой иллюзии об истинном свете. Что тогда нам остается? Как избежать Матрицы и есть ли смысл, когда вопросов будет больше, чем ответов? Для меня, единственно возможное “философское” бегство от этой равностепенной для всех нас Матрицы, это умение “остановить” фильм, который проектируется Другими для нас и через нас, придумав свой личный сюжет, построенный вверху осознания того: кто я, что делаю, что хочу, на что надеюсь и что мне необходимо, чтобы быть счастливым. Тогда Философия сразу оживет перед нашими глазами! Превратится в волнующее путешествие в пространстве и времени! Это беседа-игра с персонажами из прошлого, настоящего и будущего, которые близки нам по духу и пониманию жизни. Философия раскроет свое очарование и всепроникающую силу не только как мудрость, история, но и как сказка, формула, эксперимент и многие другие методы, характерные для науки.

Так Она будет выглядеть “цветной”, ”озвученной”, насыщенной декорациями, сценами и эффектами! А и нам станет интересно расслабится в кресле и наблюдать самих себя в странной, но в сущности, в самой главной 3D-продукции, под названием “Моя жизнь”! Если есть больше людей, создавших и просмотревших этот фильм, то через время они создадут следующий:“Я и Другие”, для того, что бы дойти до третьей части: “Мы вместе”! Но путь к пониманию других и строительству общего и светлого будущего для всех, кроется в правильном личном осознании, о чем шла речь до этого. Понять самих себя это первое и самое важное условия, чтобы понять и принять “Других”.

Увы, системотворчество связанно с креативностью, как слон с посудной лавкой. Поэтому, давайте не будем забывать, что есть только один нормальный (при этом достаточно креативный) путь развития философии сегодня, а именно – визуализирование мудрости! Современная эпоха, к сожалению, “эпоха не символического обмена, а мертвых оцифрованных символов; не форм жизни, а виртуальных навыков”. Знание, идущее от философии, достаточно сухо и объемно, разнолико и безлико, абсолютно и относительно, чтобы иметь шанс направить истинное впечатление на тех, которые не хотят и не могут осознать красоту мудрости. Для них нужен креативный подход, нестандартное прочтение философии, чтобы почувствовали ее силу и значение. Но это не компромисс с самой философией! Напротив! Именно таким способом она возродится, вернется в свой первоначальный вид, когда была стремлением для познания мира и человека, поиском истинного смысла знаний и свободы… способности удивляться!

Недавно имел удовольствие поэкспериментировать с одной элементарно-сложной задачей, которую дал своим студентам. Пусть каждый оценит что именно происходит с нами при “атаке” на оформленное наше мышление со стороны задачи, требующей креативного решения. Вот пример: рисую на доске три круга и спрашиваю своих настоящих студентов и будущих философов:“Как сделать так, чтобы к этим кругам прибавить нечто, чтобы получилось “два”?” Все усиленно начинают работать, т.е. пыхтят, крехтят, подглядывают к коллегам…. Выходит один гордо вперед и показывает мне свой лист — загнул один край и третий круг не виден. Предлагаю ему сделать тоже самое с доской, и он сконфуженный садится. Другой рисует колеса автомобиля, третий пытается превратить круг в квадрат (выделяю его в уме — явно будет в будущем как философ). Проходит время, не получаю адекватный ответ и только решаю, продолжить лекцию, как встает одна девушка и растерянно с раскрасневшим лицом, подходит к доске и к общей неожиданности “дорисовывает” круги следующим образом — дорисовывает первый, чтобы получилась буква “Д”, второй круг, чтобы получилось “В”, третий по тому же принципу легко превращается в “А” И что получилось? Рукописно, маленькими буквами — два! Другие недоумевают, почему я ее так бурно хвалю за оригинальный ответ. Ведь должно было получиться два круга? Но я повторяю условие задачи и те понимают, что мы очень легко заблуждаемся, потому что никогда полностью не осмысливаем, что именно нам говорится. Один из наибольших и трудно преодолимых барьеров перед креативностью, т.е. для демонстрации и развития наших творческих задатков, это стремление наше к определенности! Наше рациональное мышление знает, что неопределенность это что-то ужасное, поэтому создает иллюзию для определенности — фальшивые дополнительные условия или ограничения — только что бы иметь перед собой точную и ясную формулировку. В сущности, тем самым мы закрываем себе путь к решению задачи. Напротив, креативность любит неопределенность. Она, тот кислород, который позволяет нашему творческому началу гореть ярче. Больше неопределенности, больше возможности найти новое, неожиданное, оригинальное, нестандартное и свежее решение для любой проблемы. А почему и не для всей философии?

Можем ли таким образом воспринимать и всю философию? Наш подход к ней “травиален”- задается вопрос, ищется решение. А что произойдет, если… “забудем” вопросы ненадолго? Имеется какое-то решение — представляем его интересно и красиво, а после этого, в зависимости от влияния его на каждого из нас — оно само спровоцирует тот или иной вопрос! Крайне нестандартно и нелогично ли звучит? Давайте разберемся — мы философы или всего лишь преподаватели по философии?

Текст лекции, прочитанной Николаем Буюклиевым в Open Mind. 

Поделитесь на
TwitterFacebookWhatsApp