Выставка «Changes: Исследование времени»

На фото: «Когда все флаги были казахские», Куаныш Базаргалиев

Выставка современного искусства «Changes: Исследование времени» проходила с 28 апреля по 8 мая в КБТУ. Куратором выставки выступила Александра Цай, а со-организатором Михаил Акулов и Базовый факультет. Выставка с помощью традиционных и новых медиа исследовала тему потока времени и изменений, которые происходят в нашем пространстве. Проект объединяет социо-культурные, художественные и экспериментальные подходы к искусству, а также художников разных поколений, работающих в области современного искусства. Среди участников выставки такие художники как Сауле Сулейменова, Галим Маданов, Зауреш Терекбай, Куаныш Базаргалиев, Сырлыбек Бекботаев, Александр Угай и др. Также будут представлены видеоинсталляции Асель Кадырхановой, участников из Узбекистана Умиды Ахмедовой и Олега Карпова, казахстанских творческих коллективов, работающих в США – the2vvo, Татьяны Ким и Анатолия Огай. Во время открытия тандем the2vvo представит аудио-визуальный перформанс.

Михаил Акулов объясняет, почему ведущий технический вуз поддержал идею художественного проекта: «Готовя высококачественных специалистов, лидеров промышленности и бизнеса, университет берет на себя ответственность за формирование нашего будущего, причем не в узко-профильном, а в самом всеобъемлющем смысле слова. Художник же изначально выступает в роли визионера, запечатлевая в материальной среде духовную суть момента, диагнозируя настоящее и предугадывая грядущее. В этих, ставшими умозрительными, контурах мира, практик начинает по-новому рассматривать смысл своей профессии, проходя путь от надежного, но не совсем автономного troubleshooter’а к созидателю, трудящегося, хотелось бы надеяться, не только «по заказу”, но и во имя общего блага. Тут видение сплетается с навыком, подчиняя последний, но и приобретая в нем важнейший инструмент для самореализации».

Кураторский текст представляет выставку, как исследование. Исследование того, что есть время, как оно ощущается, какие перемены и изменения в нем протекают, протекают ли они, или за видимостью изменений скрываются застывшие формы.

Кураторский текст: Changes 

Неопределенность, неустойчивость, невозможность закрепления на завоеванных позициях, константой нашего времени становятся изменения. Человек и общество постоянно пребывают в потоке изменений, в ситуации, следующей за кардинальными переменами, когда необходимы рефлексия, проживание и реагирование на сдвиги плит в социальном устройстве жизни, либо в понимании необходимости перемен, которые неминуемо придут в скором, том, что не-за-горами будущем. Настоящее неустойчиво, референтом нашей рефлексии становится либо прошлое, в котором мы хотим найти точку отсчета, либо будущее, где неопределенность сегодняшнего дня сменяется видимыми очертаниями созданных строений, достигнутых целей, покоренных вершин. Открывающаяся перспектива указывает на эфемерность любого настоящего действия, на его временную основу. Ничто не будет вечно, все неизменно закончится, остановится, перейдет в иную фазу.

На фото: «Большая информация», Сырлыбек Бекботаев

Время – условие возможности изменений. Арт-проект призван не воссоздавать документацию изменений, как серии событий, а исследовать феномен этих явлений, их онтологическую составляющую. Достаточно ли течения времени для любых изменений, ведь сам его ход уже оставляет след на любом предмете, на любом изображении, на любой поверхности? Или изменения – это процесс, который находится не только в руках безразличного потока минут и часов, но и принадлежит рукам человека, его попыткам выстроить пространство реальности, вернуть из архивов забытые артефакты, создать новые образы. Изменения – видимые и незаметные для глаза, происходящие в онтологическом, социальном и художественном пространствах стали основной темой рефлексии художников, представленных на выставке.

Переосмысление прошлого, использование его символов и артефактов в настоящем — Сауле Сулейменова работает в технике совмещения фотографии и живописи, где на фотографиях современной столицы Казахстана, сделанных Валерием Калиевым, проступают живописные персонажи архивных фотокарточек. Проект «AstanaLine» создавался из персонажей живописи Сауле разных лет, которые были вписаны в фотографии столицы. Таким образом прошлое вновь и вновь проявляет себя в настоящем. Галим Маданов и Зауреш Терекбай давно занимаются исследованиями локального пространства – микрорайона «Мамыр». В своей новой работе они воссоздают облик микрорайона с помощью коллажной техники, отображая и большую стройку отдельно взятого городского участка, и строительство нового государства, среди кирпичей и стальных каркасов которого затерялась душа поэзии. Недаром в описании к работе художники вспоминают советский конструктивизм 30-х годов. Куаныш Базаргалиев высказывается в ироничной манере, продолжая свои эксперименты по совмещению казахских символов с европейскими на этот раз — государственными символами. Казахский орнамент кошкар муйиз врывается на международную арену, отражая стремление молодого государства найти свои корни и занять достойное место среди мировых держав. Сырлыбека Бекботаева интересует, изменилось ли что-либо с появлением доступа к информации, или информация так и осталась – искаженной, цензурированной, ограниченной, следовательно, и перемен никаких привнести не смогла.

Серия видео-арта исследует субъективное проживание времени и изменений человеком. Коллектив авторов проекта «Tempus Interrupted» затрагивает вопрос свободы воли и свободы движения человека, который становится активным актором происходящего. Тревожное переживание ожидания — в видеоработе Асель Кадырхановой человек отсутствует, присутствует только секунды, отмеряющие вечное ожидание. Для Александра Угай время проявляет себя в человеке, чья память становится его вместилищем. Зоя Фалькова тоже обращается к теме памяти, к забвению, как активному действию. Катя Никонорова в потоке времени вычленяет самое важное событие, нашу личностную оценку переживаемого опыта. Фатима Омир тоже работает с личным пространством и личным восприятием человека смотрящего, созерцающего окружающий мир через призмы своего мировоззрения, опыта и темперамента. А видео Олега Карпова напоминает о том, что искусство построено на повторениях и на диалоге с большими открытиями прошлого, искры от которого уходят по рельсам вперед.

На фото: «AstanaLine», Сауле Сулейменова

Борис Гройс писал, что искусство – это не предмет, который можно купить или продать, то есть присвоить себе, искусство – это только опыт, который можно прожить, бесполезное время, которое можно только утратить, не приобретя ничего взамен. В этом случае искусство – наиболее подходящий медиум для исследования феномена перемен и изменений, которые протекают во времени. Не являются ли они сами сосудом времени, в котором ничего нельзя сохранить и удержать, а самым устойчивым оказывается вечное ускользающее сейчас. И только художник своим жестом конденсирует протекающие минуты в выразительный объект, бросает камень в сторону предстоящего движения, указывая нам его направление.

Автор фотографий: Санат Онгрбаев

Поделитесь на
TwitterFacebookWhatsApp